English 

Город Златоуст. На главную страничку Златоуст.Ru




Главная

Город Златоуст

Банки

Театр
"Омнибус"


Спорт

Национальный
парк
"Таганай"


Транспорт

Погода

Златоустовский металлургический завод

 

Рейтинг@Mail.ru

Карта сайта Персональные странички Ссылки
Рекламное место сдается! Недорого!  

 


Архив новостей

"Чайка" умерла. Да здравствует "Чайка"!

Элитарная чеховская "Чайка" разошлась на пословицы не меньше, чем демократичное грибоедовское "Горе от ума". "Отчего вы всегда ходите в черном?", "Холодно, холодно, холодно. Пусто. Пусто. Пусто", "Я - чайка. Нет. Не то. Я актриса"... У слов, отлетевших от пьесы, поблек поэтический ореол. Своей расхожей прелестью, подобно легким воздушным шарикам, они украшают наше повседневное бытие. Каким творческим даром необходимо обладать режиссеру и актерам, чтобы вернуть первозданный смысл словам, стертым от времени, от многочисленных вековых (в прямом смысле) интерпретаций? Какие глубины собственной личности им нужно задействовать в спектакле, чтобы утомленный жизнью зритель взволновался, чтобы струны его души пришли в движение? Ответы на эти вопросы в спектаклях Москвы и Ленинграда уже дали Иосиф Райхельгауз и Марк Захаров, Юрий Погребничко и Андрей Жолдак, Лев Додин и Юрий Соломин. А рядом с нами, в Магнитогорске - Валерий Ахадов, в Екатеринбурге - Цхирава. Какой мощный напор творческих усилий! Причастны к ним и челябинские театры.

Пять лет назад на сцене академической драмы "Чайку" поставил известный московский режиссер Аркадий Кац. 19 марта нынешнего года по обстоятельствам, от театра не зависящим, она была сыграна в тридцать третий и последний раз. Однако, по сути, ее уход справедлив и закономерен.

Спектакль был благороден и аристократичен, строг и элегантен. Но пульсировала в нем подтачивающая внутренняя усталость, элегическая и умиротворенная отрешенность. Тягучие музыкальные интерлюдии, размеренность действия, концертность исполнения, "струна", в которой держали себя актеры, приглушали чувства. Наркомания Нины, призванная обострить события и характеры, обернулась лишь эффектным приемом, облегчающим театру ответ на поставленный Чеховым вопрос: "Отчего застрелился Константин?" Ничто в спектакле не тревожило, не обжигало соотнесенностью с нашим ежедневным, реально текущим бытием. Грустно, не более того. И то, что исполнители немолоды, намного старше своих героев (да простится мне эта бестактность), оказывалось естественным для спектакля с его абсолютно самодостаточным академизмом. Пишу это, противореча самой себе, собственной вполне благорасположенной к театру рецензии, написанной под впечатлением премьеры для одной из челябинских газет. То, что еще пять лет назад волновало, сегодня обнаруживает свою законсервированность и изжитость.

Чуть раньше прощания с академической драмой "Чайка" обосновалась в златоустовском театре "Омнибус". У спектакля Бориса Горбачевского негромкий голос, рассчитанный на ограниченное пространство малого зала. Но эта камерность лишь внешнего, формального порядка. Режиссерской волей в нем создается поле высочайшего духовного напряжения.

К чеховскому тексту Горбачевский подошел вдумчиво и смело, в диалогах обнажил не проявленные ранее значения, эмоциональные оттенки, действенную силу. Вибрации этих смыслов электризуют действие, придают ему внутреннюю интенсивность и остроту, высвечивают характеры дополнительным светом.

Практически все исполнители - союзники режиссера (пожалуй, только А. Конопицкий в роли Тригорина излишне картинно, условно театрален). Благодаря их душевным затратам, эмоциональной отзывчивости догадки и прозрения режиссера обретают плоть и кровь сценических персонажей.

Великолепна Аркадина (лауреат Госпремии Л. Вишневская) с ее приторным, взвинченным артистизмом, актерским куражом, готовностью к импровизации в любую минуту и... неожиданным, непривычным нравственным слухом. Первый раз на моей зрительской памяти упрек Треплева Аркадиной, облеченный в гамлетовское "И для чего ж ты предалась пороку?", услышан, запал ей в душу, определяет ее дальнейшее поведение.

Треплев Д. Шафигуллина (поздравим актера с первой крупной и удачной работой в театре) - ласковый, щекастый, улыбчивый романтический мальчик. Таким и останется до конца. Незащищенный, лишенный материнской любви и нежности, он всю неутоленную потребность в любви перенес на Нину. И вот: "Она тут, волшебница, мечта моя". С такой сосредоточенностью на одном во всем мире существе, с такой тонкой кожей и незащищенностью, потеряв это существо, жить невозможно.

Актриса Оксана Заславская не смотрит на Нину глазами Треплева, не обвиняет ее в предательстве. У нее своя жизнь, свои мечты и грезы. В финале - иссушающая горечь не пощаженной, загнанной судьбой зрелой женщины.

Горбачевский в очередной раз не согласился с чеховским определением жанра пьесы, назвав спектакль трагикомедией. Неизбежность трагического исхода явлена со всей очевидностью с первых минут действия. Да, "груба жизнь" и беспощадна. А еще - непроницаемо таинственна. Давно замечено исследователями, что события пьесы разворачиваются между двумя появлениями Нины у озера ("О колдовское озеро!"). Поверхность воды, подобно поверхности зеркала, магически связана с нездешними мирами. В пространстве между этим и нездешним, запредельным миром и существуют в спектакле Горбачевского чеховские персонажи.

Мир посюсторонней повседневной жизни, все эти самовары, кружевные скатерти, чашечки, ложечки, подсвечники чаруют своей рельефностью, отчетливостью, выпуклостью. Их хочется трогать, разглядывать. Умиротворяя, они воплощают стабильность и покой (художник М. Колмогорцева). Вечные знаки мира потустороннего - свеча, зеркало, маска - вносят неизбывную тревогу.

Так что же нам Гекуба? Почему так сосредоточенно в течение почти четырех часов мы всматриваемся, вслушиваемся в происходящее? Да потому, что и мы существуем под властью неведомого, и мы корчимся под ударами судьбы, потому что в героях спектакля узнаем братьев своих по человечеству.

Ирина КАМОЦКАЯ
"Уральский курьер"
3.04.02

05.04.02 13:09


      Архив новостей


                 Послать письмо Webmaster-у Web-Master Бернадинер Марк